Цитата

Если вы стремитесь к объятиям, просто раскройте руки.

Расписание

Дмитрий Пшонко
Семья и отношения
11 - 18 декабря 2017
г. Майами (США)
Дмитрий Пшонко
Путешествие по таинственной Индии
16 - 03 марта 2018
Тирупати, Рамешварам, Вриндаван

Социальные акции

Последние комментарии

30-09-2016
Расписание Марины...

http://psiholog3000.ru/obshenie/konsultacii

09-09-2016
Мужчина и женщина....

Контактные телефоны: +39 327 348 2970, +39 380 127 7941.

Новости сайта psiholog3000.ru
Только цифры, без пробелов!
Никакого спама, гарантируем!

Эволюция педагогической мысли

evolyuciya.jpg

 

Гуманитарная педагогика развивалась вместе с развитием человечества. Ее истоки можно отыскать в древнейших памятниках письменной культуры. Методы и приемы гуманной педагогики кардинально отличаются от авторитарной методики воспитания. Проследить их развитие сквозь столетия к современности можно в работе выдающихся педагогов.

 

«Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию».

 

Эти слова принадлежат Иоганну Генриху Песталоцци, педагогу-гуманисту, работавшему в конце XVIII–начале XIX веков. Он является создателем теории элементарного образования, получившей впоследствии его имя. Согласно автору, обучение должно стимулировать умственную деятельность ученика и воспитывать его согласно заложенной природе.

  • Знание должно вести к действию, а самый эффективный принцип обучения – принцип наглядности.
  • Задача учителя состоит в создании гармонически развитого человека. Для этого труд, игру и обучение важно сочетать.
  • Результатом обучения должен стать подъем духовных и умственных сил.

Практически впервые прозвучала мысль о том, что ребенка нужно заинтересовать, убедить в нужности и полезности знаний. Наблюдение, постепенность и логичность – вот важные элементы организации педагогического процесса.

Природосообразное воспитание, на которое опирается метод Песталоцци, предполагает усвоение ребенком основных понятий, составляющих надежный фундамент для получения знаний об окружающем мире. Мысль о развивающем обучении была настолько нова, что ее с энтузиазмом подхватили прогрессивные педагоги всего мира, среди которых и Константин Дмитриевич Ушинский.

 

«Основной целью воспитания человека может быть только сам человек… А в человеке цель воспитания составляет душа».

 

Константин Ушинский жил и работал в середине ХIХ века. Он получил прекрасное образование и волею судьбы стал работать преподавателем.

«Педагогика - не наука, а искусство, самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств».

Подход молодого профессора к образовательному процессу и простое общение с учащимися вызывали искреннее возмущение среди закостенелого руководства передовых учебных заведений. Ушинского сослали за границу на пять лет под благовидным предлогом «изучения школьного дела». Педантичный ученый на редкость серьезно отнесся к задаче, исправно посещал школы в Швейцарии и Германии, которые считались лучшими в мире, а также во Франции, Бельгии и Италии. Здесь его мысли о демократизации воспитания получили новый толчок, в результате родился целый ряд серьезных работ. В частности, самые популярные и переиздаваемые учебники «Родное слово» и «Детский мир»  для начальной народной школы. Константин Дмитриевич утверждал, что первоочередная задача воспитания – развитие в ученике духовных качеств.


«Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке» - мысль, рожденная гениальным умом и великим сердцем. Януш Корчак – один из ярчайших и трагичных представителей гуманной педагогики. Этот человек не только  с готовностью признал в ребенке личность, указал на важность уважения к детям, но и впервые, пожалуй, заявил об их правах:

«Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может их больше, но я нашёл три основных:

  1. Право ребёнка на смерть.
  2. Право ребёнка на сегодняшний день
  3. Право ребёнка быть тем, что он есть».

Корчак – выходец из интеллигентной семьи, его активная деятельность пришлась на первую половину ХХ века. Так уж сложилось, что благодаря тяжелым жизненным обстоятельствам он нашел призвание - сначала репетиторство, а затем и полноценную педагогическую деятельность. Его «Дом сирот», основанный в 1911 году, – явление уникальное. Янушу Корчаку удалось создать успешную модель гражданского общества в миниатюре. Благодаря такому колоссальному опыту он сформировал ключевые принципы воспитания, заповеди для родителей и другие тезисы, которые в полной мере отражают суть гуманной педагогики. И во главе всего – любовь и безграничное терпение. Также Корчак поддерживал мысль о том, что ребенок рождается с уже сформированным набором качеств и талантов:

«Ребенок — это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха».


«Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».

 

Так считал Антон Семенович Макаренко, оставивший след в педагогике ХХ века. Он сумел отступить от общепринятых авторитарных методов воспитания и сделал большие шаги на пути к гуманной педагогике. Не удивительно, что один из отзывов на его «Педагогическую поэму» звучал так: «Система Макаренко есть система не советская». Но это не помешало талантливому педагогу воплощать идеи и успешно применять их в жизни.
Отдельное внимание Макаренко уделял личности воспитателя: «Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало…»

Как и его предшественники и соратники на стезе гуманной педагогики, в том числе Корчак и Ушинский, он работал с сиротами и беспризорниками. Возможно, в этом и есть секрет педагогических открытий – в такой атмосфере особенно видно, чего не хватает детям и как их меняют любовь и понимание:

«Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает великолепные человеческие ценности».

 

«Без нравственной чистоты теряет смысл все – образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».

 

И вот уже совсем близко откликаются слова педагога-новатора Александра Васильевича Сухомлинского, который создал свою систему образования на принципах гуманизма. Он утвердил личность ребенка как высшую ценность и попытался создать органический синтез системы воспитания, образования и сотворчества педагогов и учеников.
Концепция «воспитания красотой» уже звучала в идеях более ранних педагогов-гуманистов, но в работе Сухомлинского она раскрылась с новой силой: 

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя».

Педагог в своей работе должен руководствоваться именно этим принципом познания. Его задача – заинтересовать, вдохновить, удивить, ведь, согласно Сухомлинскому, мышление начинается с удивления. Чтобы ребенок не превращался в пустую кладовую знаний, нужно учить его думать.

 

«Любовь воспитывается любовью!»

 

Современная гуманная педагогика имеет собственный голос – это голос Шалвы Александровича Амонашвили. Будучи еще совсем молодым ученым, он сумел объединить воедино колоссальный опыт гуманных педагогов, живших и работавших ранее. На тот момент авторитарная система оставалась общепринятым методом образования, и взгляды Шалвы Александровича были встречены официальной педагогикой более чем прохладно. Исследователь провел колоссальную работу, по итогам которой защитил диссертацию. Начались нападки, в результате которых молодого ученого даже пытались освободить от занимаемой должности.

Несмотря на тяжелые испытания, Шалва Александрович нашел поддержку у коллег, психологов и педагогов, благодаря чему творческая мысль развилась и дала начало современной школе гуманной педагогики.

«Сердцем гуманной педагогики является сердечное общение учителя с учеником, воспитателя с воспитанником, и ничто другое».

Чтобы выполнить свою миссию, учитель должен любить и понимать ребенка, верить в его силу и демонстрировать эту веру ученику. Только такой подход позволит воспитать нравственно и духовно здоровое поколение.

Сегодня гуманная педагогика представляет собой отточенную, усовершенствованную систему образования. К услугам учителей и родителей - проверенные временем и практикой методы и приемы воспитания, сформированные критерии общения наставника и ученика, глубинные принципы образовательного процесса. В корне гуманного образования лежит не только постижение знаний, но и нравственное, этическое воспитание, духовное и эстетическое развитие.

В своей концепции Шалва Александрович объединил собственные педагогические изыскания и передовые мысли ученых за всю историю науки о воспитании. Более того, он сумел воплотить эту систему в жизнь. Успешность школы гуманного воспитания подтверждает не только общественное признание, но и работа лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом институте, создание международного Центра гуманной педагогики и большое количество школ, перенимающих концепцию гуманизма, открывающихся по всей стране.

Большую роль в процессе популяризации гуманной педагогики играет ежегодный фестиваль сотворчества родителей, детей и учителей «Фейерверк уроков жизни». Ближайшее мероприятие пройдет с 1 по 6 ноября 2017 года в Подмосковье в доме отдыха «Покровское».

  

Внимание! Следите за дальнейшими новостями и подробностями на сайте vospitai.com

Добавить комментарий